Название: Трогательный комплекс
Оригинальное название: Lovely Complex
Производство: Япония
Год выхода: 2007
Жанр: комедия, романтика, сёдзё
Тип: ТВ (24 эп.), 25 мин.
Трансляция: c 07.04.2007 по 29.09.2007
Режиссёр: Уда Коносукэ / 宇田鋼之介 / 宇田鋼之助
Снято по манге: Lovely Complex
Автор оригинала: Накахара Ая / 中原アヤ
Нельзя сказать, что у каждого подростка непременно должен быть какой-нибудь комплекс – комплексы вообще штука неудобная и вредная. Один боится разочаровать строгого отца, второй слишком сильно любит заботливую мамочку, третий терзается чувством вины и уверен, что каждый его шаг приведёт к чьей-нибудь гибели – удобный повод поговорить о высоком и вечном в промежутке между битвами, когда верному меха меняют батарейки.
В промежутке между уроками, на перемене, обычные подростки терзаются подчас сильнее, чем их ровесники из приключенческих сериалов. Слишком большой нос, чересчур маленькая грудь, прыщи или заикание – эти и другие проклятия способны превратить жизнь в трагикомедию с элементами хоррора.
Стоит ли притворяться – любое отличие от среднестатистического стандарта может послужить поводом для беспокойств, был бы повод, то есть, желание стать для кого-нибудь идеалом. Понятно, что безупречные люди в реальности не встречаются, но когда недостаток не скрыть, а понравиться очень-очень надо…
На первый взгляд это аниме неприлично предсказуемое: в названии слово «Комплекс» и два главных героя – девушка-дылда и паренёк-коротышка с разницей в 16 сантиметров, ставшие для всей школы комическим дуэтом Олл Хансин Кёдзин. Разумеется, благодатная тема для шутовства и кривляния, что на эстраде, что в любом классе. Можно не напрягать фантазию для дежурных дразнилок: «пигмей!» – «великанша!», «гном!» – «верста ходячая!»
Но этот сериал вовсе не о комплексах и даже не об их преодолении. Психиатров среди персонажей не наблюдается, и кушетка как предмет мебели отсутствует. Зачем так усложнять? Никто не вымаливает жалость и не терзается невыносимой ненавистью к своему росту, характеру и даже полу – подумаешь, ерунда какая, главное, не сдаваться, ведь хороших людей – большинство, и друзья всегда подскажут и помогут. В отличие от эмо-трагедий, нацеленных на преувеличенное раздувание болезненных детских «я-так-больше-не могу!», в «Трогательным комплексе» герои смотрят на мир с оптимизмом и после очередной оплеухи отряхиваются, собираются – и вновь готовы «к труду и обороне».
В этой задорной и светлой школьной комедии две похожие противоположности каждый день преодолевают свой персональный квест – и на первых сериях как раз выходят на новый уровень, где к обычным испытаниям примешивается небезызвестная напасть на букву «Л».
Кто не признавался – не поймёт, кто не влюблялся – не оценит, каких усилий стоит открыть рот и выдавить несколько заветных слов, о которых и думать-то страшно. «Трогательный комплекс» однозначно противопоказан зрителям с толстой шкурой и хронической забывчивостью по части собственных школьных переживаний. Всех остальных – милости просим под контрастный душ из уморительных гэгов и драматических моментов, которые сменяются совсем как настроения влюблённого сердца.
Под лёгким и удачно подобранным музыкальным соусом, с карикатурными физиономиями и уморительными харьками, штриховкой, тёмными глазами и всеми возможными вариациями гипертрофированных эмоций, в окружении чисто знакомых элементов молодёжного быта – эта история не выделялась бы ничем, кроме зубастых кроликов и габаритов главных героев, если бы не несколько примечательных обстоятельств.
Во-первых, «Трогательный комплекс», будучи школьно-японским, позволяет окунуться в атмосферу «почти победившего» феминизма: первый шаг, по устоявшейся традиции, здесь делает девушка. Перед ней раскрыты тысячи возможностей: от шоколадного тортика на 14-е февраля до организации клуба имени божественного возлюбленного. Как правило, это смешно, временами диковато, и порой становится жаль мальчишек, которые должны как-то реагировать на происходящее, тем более что зоркая общественность в лице одноклассников не преминёт посетовать на чёрствость и бесчувственность «похитителя женских сердец».
Во-вторых, мало где так подробно раскрываются тонкие грани между влюблённостью и дружеской привязанностью. Не раз вспомнишь утверждение, что «любовь – это чудовище, которое питается дружбой», и болеешь уже не столько за удачу в любовных испытаниях, сколько за двух приятелей не разлей воды, которых словно неведомая сила делает чужими.
Ну, а главное – это ощущение летящего времени, когда дни рождения, кажется, следуют одно за другим, и вчерашние усилия незаметно превращаются в опыт и драгоценные воспоминания. По своему послевкусию «Трогательный комплекс» чем-то похож на «Мёд и клевер»: так и хочется воскликнуть: вот она, «юность золотая», не успеешь насладиться ей – и она уже позади. Преодолел ты преграды или нет, получилось задуманное или пришлось отступиться, но уже нет того щемящего чувства «новизны чувств», наивности и страха перед неудачей.
А какие неудачи запоминаются на всю жизнь? Проваленные экзамены, проигранные соревнования – или всё же первый, не-потому-что-так-принято-обязательный, а самый настоящий шоколад на Валентинов день? Страшно ведь не в любви признаваться, а получить отказ, словно бы получить подтверждение своей роковой ущербности, хотя одно с другим редко связано – но ведь об этом редко удаётся узнать… О недостатках начинают всерьёз переживать не на ежегодном медосмотре, где меряют рост, а тогда, когда от близости к идеалу зависит буквально вся жизнь.
Многочисленные исследования неоднократно подтверждают, что повышение уровня закомплексованности прямо пропорционально состоянию влюблённости. В переводе на человеческий язык: можно сколько угодно потешаться над чужими переживаниями по поводу внешности или общей «клёвости», но стоит всерьёз запасть на кого-то, причём на того, кто находится рядом – и собственные качества ставятся под сомнения, а от непреодолимости недостатков тянет прыгнуть в окошко.
Конечно, в додзин-новел* ОН обязательно признается в любви, да ещё с такими комплиментами, что от счастья расплывёшься, как подтаявшее мороженое. В реальности может просто посмеяться и не поверить или, хуже того, с раздражением отвергнуть искренние чувства. Конечно, есть счастливчики, уверенные в собственной исключительности, самовлюблённые красавчики и кавайные милашки, которым всё по плечу. Но это они…
Маринованной редьке нелегко превратиться в краба, и мысли близкого человека всегда будут, словно скрытый клубами горячего пара продавец рамена в забегаловке. Запутанность собственных чувств требуют немедленного постороннего вмешательства и даже безжалостной провокации – пока не врежешь «этому барану» специальным мозгоправительным ударом, так и будет тупить дальше. И вот экстраверты начинают скрытничать, оптимисты – биться головой о стену, а вчерашние тихони окружают себя гаремом из трансвеститов.
Вычурный по части юморизма и визуальных приколов, «Трогательный комплекс» между тем психологичен и точен в том, что касается жизненных ситуаций, а герои его далеко не так плоски и однозначны, как может показаться поначалу. Они растут и взрослеют с каждой серией, меняют свои взгляды, учатся понимать себя и смотреть на себя со стороны. Три пары – и полный «любовный комплект» романтических историй на любой вкус, историй в развитии, со своим финалом – и надеждой на продолжение. Здесь есть кому сопереживать, и хватает ситуаций, в которых можно узнать свои собственные «маленькие трагедии». Нет ничего плохого в «комплексе любви» – наверное, это и значит быть подростком.
Ключевые теги: комедия, романтика, сёдзё, 2007